Пятница, 17.05.2024, 18:06
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАТИКА»

    Савальский политехнический техникум – одно из старейших учебных заведений Кировской области. В 2010 году ему исполняется 110 лет. Одно из приоритетных направлений развития техникума – внедрение в образовательный процесс информационных технологий. Учебные кабинеты оборудованы видео- и аудио- аппаратурой, мультимедийной техникой, компьютерами, подключенными к информационной сети Интернет. Технические средства обучения позволяют проводить занятия с использованием инновационных методов и применением электронных учебников, демонстрировать мультимедийные продукты в учебном процессе.

    Информатика является, пожалуй, наиболее интенсивно и динамично развивающейся областью знаний. Информатике посвящено множество учебников, учебно-методических пособий, сайтов в сети Internet. Используемые учебники в различной степени охватывают изучаемый материал, для рассмотрения некоторых тем были необходимы несколько учебных изданий сразу. Одни учебники раскладывают изучаемую тему на практические элементы и не дают возможности составить полный конспект для освоения, повторения. Другие, опираясь на сложные технические термины, направлены на более опытных пользователей, имеющих представление о настройках и установках программ, системном обслуживании компьютера, в тоже время они не  позволяют отрабатывать простейшие  навыки при непосредственной работе с текстовым редактором, электронными таблицами, создании файла презентаций и т.д. Также многие учебники из-за своей емкости, обширности рассматриваемых тем и вопросов просто невозможны для использования в рамках временной ограниченности урока.

    В процессе преподавания постоянно возникала мысль о создании учебника-конспекта для студентов. Опираясь на собственный принцип «не останавливаться на достигнутом уровне», зародилась идея о создании электронного учебника, который учитывал бы требования государственного образовательного стандарта и являлся наглядным, в достаточной мере емким и доступным электронным учебным пособием. При создании учебника учитывалось календарно-тематическое планирование, использовались лекции, иллюстрации, тесты для промежуточной и итоговой аттестации студентов, разработанные ранее.

    Для технической обработки материалов были привлечены студенты выпускного четвертого курса. Как оказалось, простых навыков для набора текста в редакторе Microsoft Word не достаточно, им пригодились приемы копирования, вставки и обмена данными между приложениями Windows, способы оформления и редактирования рисунков, текста.

    В процессе создания учебника выяснились пробелы в теоретических и практических знаниях, навыках и умениях студентов, изъявивших желание участвовать в разработке электронного пособия. Для создания электронного документа, имеющего гиперссылки, необходимы знания основ работы с HTML-документами в среде WWW.

    Но в любом деле главными являются желание и инициатива, поэтому, вооружившись терпением, необходимой литературой по программированию на языке HTML, который позволяет создавать разметку документа, мы с группой студентов взялись за работу. Одни студенты осуществляли поиск необходимой учебной информации, ее оцифрование, другие занимались программированием электронного документа, его дизайном и элементами управления. Работали мы после уроков и часто допоздна, забывая о времени. Но наглядный результат нашей деятельности воодушевлял на продолжение работы. Процесс сотрудничества преподавателя и группы студентов при создании электронного учебника был взаимовыгодным. Я как преподаватель, используя на занятии электронное учебное пособие, могу более эффективно организовать  ход каждого занятия. Мои друзья – помощники, по их мнению, приобрели неоценимый опыт сотрудничества и общения, а так же комплекс теоретических и практических знаний и умений.

    Таким образом, на данном этапе практической работы формировались информационная, учебно-исследовательская, коммуникативная компетентности будущих специалистов.

    При преподавании информатики невозможно охватить все области ее применения. Материал, представленный в учебнике, отражает лишь основные разделы дисциплины и является необходимым минимумом. Я постаралась, выдержав логическую последовательность изложения содержания дисциплины, сделать, тем не менее, главы учебника по возможности автономными, чтобы при желании можно было бы более глубоко освоить отдельные разделы.

    Данный электронный учебник состоит из следующих структурных элементов:

    1.   Предисловие – цели, задачи, содержание курса,

    2.   Оглавление – документ с заголовками разделов, связывающий с помощью гиперссылок все документы электронного учебника,

    3.   Лекции по темам – содержащие текстовую, иллюстративную информацию, а также гиперссылки управления учебником (выход на оглавление, на предыдущую и следующую темы, а также выход на документ с контрольными тестами),

    4.   Тесты – документ с контрольными тестами по 2-м и более вариантам.

    В связи с информационной насыщенностью учебного процесса использование электронного учебного пособия позволяет:

    1.           рационально использовать время урока, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях, восполнить их,

    2.           сформировать у студентов мотивацию для подготовки к каждому уроку,

    3.           создавать условия для саморазвития, индивидуализировать работу каждого учащегося.

    Первое знакомство студентов с электронным пособием на учебном занятии вызывает живой интерес к изучаемым темам, постепенно повышает посещаемость и качественную успеваемость по дисциплине. В дальнейшем, на занятии, каждая изучаемая тема рассматривается студентами самостоятельно в электронном пособии, и основное содержание конспектируется в процессе обсуждения в рабочую тетрадь. Каждое занятие стало более ярким, наглядным, эффективным.

    Сочетание различных видов работы на занятиях с использованием современных информационных технологий и средств является важным элементом мотивации учащихся, помогает сохранять интерес к предмету в течение всего периода обучения. Используя информационные технологии, мне легче осуществлять деятельностный, личностно-ориентированный подход к обучению. На занятии студентам предлагается выбрать способ изучения новой темы. Одни студенты используют при изучении нового материала учебники, самоучители из библиотеки или приобретенные лично. Другие осуществляют поиск изучаемых вопросов темы по электронному учебнику. Предоставление права выбора источника информации дает возможность учитывать индивидуальные особенности каждого студента. Некоторые студенты умеющие работать с обширным материалом, осуществлять поиск необходимой информации, выделять главное, предпочитают самостоятельную работу. Другие в силу неусидчивости и нетерпеливости, любят работать с электронным учебником, в котором материал представлен, сжато, емко и выделены необходимые определения, выводы. В течение занятия у студентов имеется возможность чередовать способ изучения материала, что в силу некоторых физиологических особенностей организма (плохое зрение, быстрая утомляемость при работе с техникой или другие причины) является важным. Используя на занятии электронный учебник, я стремлюсь эффективно организовать ход каждого занятия, в результате повышается «накопляемость оценок» как основного средства контроля уровня знаний студентов.

    Информационная компетентность предполагает умение работать с тестами. После изучения тем на этапе контроля знаний я организую электронный опрос-тест, в котором студенты, отвечая на поставленные вопросы, получают оценки, выставленные «машиной». Тестовая проверка помогает установить обратную связь с учащимися, определить результаты усвоения ими материала и преодолеть субъективизм при выставлении оценок за изучение темы в целом. На этапе закрепления студенты могут выбрать способ проверки знаний: многим студентам легче ориентироваться во множестве предлагаемых ответов на вопрос в виде теста, другие предпочитают выполнить практическое задание с применением своего творческого потенциала, третьи – обобщают полученные знания, умения в форме устного рассказа или письменного изложения.

    Таким образом, учащиеся, активно использующие информационные технологии в процессе обучения, показывают более высокий уровень знаний, умений и навыков поиска, отбора и анализа информации. Каждое занятие по дисциплине «Информатика» формирует информационную компетентность студентов, обеспечивающую полноценную жизнедеятельность человека в современном обществе, обладать которой должен каждый.

    Категория: Мои статьи | Добавил: Gull (12.06.2011)
    Просмотров: 2559 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: